Доступная среда


Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее  — дети с  ОВЗ)  и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

 

 

Ребенок с ОВЗ
 
—  физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. 
 Ребенок — инвалид

 

 

—  лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
 

Обеспечение доступа  в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Территория учреждения покрыта асфальтом, имеется тротуар шириной 150 см, выложенный тротуарной плиткой, по периметру которого на равных промежутках предусмотрено 6 съездов с тротуара (бордюрные пандусы).Доступная среда в МДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида «Капитошка» представлена наличием пандусов (3 шт.) с разноуровневыми перилами, позволяющих преодолевать различные препятствия, начиная от центральных входов внутрь здания. Входные пластиковые и металлические (противопожарные двери)  оснащены доводчиками. Ширина  дверных проемов во всех помещениях варьируется от 83 см до 90 см, имеющиеся дополнительные створки при открытии позволяют увеличить ширину прохода до 140 см; просторные коридоры шириной 285 см, лестничные марши шириной 135 см — все это способствует беспрепятственному перемещению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие детей с ОВЗ   и детей-инвалидов 

 

 Образовательную организацию посещают  3 ребенка-инвалида, функционируют  2 группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет в количестве 32 воспитанников.  Коррекционно-педагогическую помощь детям оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп и другие специалисты. 
 

Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для
использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

 

Для воспитанников дошкольной организации, детей-инвалидов и детей с ОВЗ функционируют 3 кабинета учителей-логопедов, кабинет педагогов-психологов, физкультурный зал, музыкальный зал, бассейн, центр безопасности, видеозал, которые оснащены современным оборудованием. Педагогический персонал  в работе с детьми активно применяет современные технологии и методики, инновационное оборудование коррекционно-развивающего направления.
 

 Условия  обучения и организация деятельности в группах компенсирующей направленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 В группах компенсирующей напрвленности для детей с ОВЗ разработана специальная адаптированная образовательная программа, в основе которой «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи»  Н.В. Нищевой. Адаптированная программа разработана с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей. Программа обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Комбинированные группы оснащены необходимым оборудованием, учебными пособиями и специальными техническими средствами обучения с учетом специфики коррекционной работы для коллективного и индивидуального пользования. Оснащение размещено в соответствующих помещениях  согласно их назначению  и используется в работе с воспитанниками детского сада через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).
 Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ Оборудование и персонал пищеблока осуществляют потребность всех воспитанников в 4-х разовом сбалансированном питании  на общих условиях.  Создание отдельного меню для детей-инвалидов и детей с ОВЗ — не практикуется.
 Условия охраны здоровья детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 

 

 

 

 Здание  дошкольной организации  оснащено  видео-наблюдением   территории и внутренних помещений, противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи функционирует медицинский  блок. Медицинский блок оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. Медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляет  врач-педиатр  и 2 медсестры.

 Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям

 

 

 Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом дошкольной организации, на котором существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы) и , конечно, видеозал для воспитанников.  Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 Нормативно-правовая база

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»